МБОУ “СОШ №17”
город Усть-Илимск, Иркутская область
  • ​​​​​​​Что такое сказкотерапия?

    Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут активно участвовать в воспитании и обучении своего ребёнка. Мы предлагаем  применить интересный метод работы с ребёнком дома- сказкотерапию. С помощью сказок можно не только уложить ребенка спать, но и научить его справляться со стрессовыми ситуациями, находить новых друзей.
    ​​​​​​​Что такое сказкотерапия?.

    Сказкотерапия — это одно из направлений психологии. С помощью сказок взрослые развивают у детей эмоциональный интеллект, улучшают социальные навыки, помогают преодолеть страхи. Сказка в терапии воспринимается как некий код, потому что в каждой истории есть скрытый смысл, мораль.

    Часто к сказкотерапии обращаются с тяжёлыми чувствами у ребёнка (грусть, тоска, страх, обида, чувство вины, стыд). С помощью сказкотерапии можно также выработать или улучшить социальные навыки или примириться со страхами.

    Почему именно сказки

    Дети живут в мире сказок, им проще фантазировать о невероятном. Если взрослому нужно специальное усилие, чтобы представить, что медведь разговаривает, а соринка превратилась в принцессу, то для детей это их вселенная.

    Когда взрослый начинает говорить с ребенком на его языке, возникает объединяющее пространство. Сказки помогают немного отдалиться от реальных проблем и говорить как бы не про себя, а про выдуманного персонажа. С помощью создаваемой дистанции можно многое понять, потому что на языке метафор комфортно говорить даже о самых неудобных чувствах. Родитель может получить много информации о ребенке: узнать, о чем он думает, кто его обидел.

    Выдуманные сюжеты дают ощущение безопасности: даже если история глубоко трогает ребенка, потому что он сталкивается с похожей проблемой, у него есть возможность абстрагироваться: “Все страшное происходит с лисичкой, а не со мной”.

    Какие сказки используют в терапии

    Сказки можно условно разделить на терапевтические и воспитательные. Воспитательные работают на более безопасном уровне и решают менее глубокие проблемы. Например, адаптацию ребенка в новом обществе или преодоление фобий. Терапевтические же сказки помогают работать с более глубокими переживаниями. С их помощью можно пережить утрату или серьезную травму.

    Не существует универсальных сюжетов, которые однозначно плохо или хорошо влияют на детей, потому что люди индивидуальны. Бывают очень чувствительные дети. Им не нужны сказки без счастливого конца, где кто-то умирает или превращается в чудовище и не возвращается. Если для кого-то “Русалочка” - слишком трагичная история, то для другого именно она окажется историей, которая поможет преодолеть трудности. Родителям стоит быть внимательными к тому, как дети реагируют на различные истории, и в соответствии с этим выбирать, что они будут рассказывать.

    Нужно использовать готовые сказки? Или можно сочинить?

    Для решения некоторых проблем вполне могут подойти уже известные сюжеты, но так как все случаи индивидуальны, полезно адаптировать истории под проблемы и чувства каждого ребенка. Поэтому родителям можно самостоятельно составлять истории для своих детей.

    Для терапевтической сказки нужен герой, который максимально похож на ребенка или оказался в похожей ситуации. Если ребенок хочет справиться со страхом, нужно выбрать соответствующего персонажа. Можно выбрать зайчика, потому что они ассоциируются с пугливостью, а можно сделать главного героя медведем и в начале истории пояснить, что обычно медведи бесстрашные, а наш боится всего. Сюжет нужно выстроить так, чтобы в финале герой справился с проблемой.

    С помощью сказкотерапии родители могут не просто научиться составлять сюжеты для детей, но и понять, как составить терапевтическую сказку всей семьей. Это позволит вовлечь ребенка в процесс и помочь ему обратить внимание на существующие конфликты.

    К специалисту стоит обратиться, если нужно проработать тяжелые чувства. Например, переживание травмы, смерти.

    Как написать собственную сказку

    1.Начните с финала. Секрет профессиональных сценаристов: все хорошие истории всегда начинаются с конца. То есть, чтобы сказка получилась, прежде всего придумайте финал. Поймите, к чему вы хотите привести героев, к каким выводам.

    2.Сделайте историю героя максимально близкой для ваших детей. Мамы и папы лучше всех знают, из чего складывается день ребенка, о чем он переживает, чему радуется. Сказка, написанная специально для ребенка и максимально похожая на его реальность, поможет разобраться в переживаниях.

    3.Сделайте финал сказки добрым, светлым. После хорошего конца истории мы лучше спим и просыпаемся более счастливыми. Смысл истории и имена героев могут забыться, а приятное ощущение после прочтения останется надолго.

    Источник «Мел» — интернет-издание

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie